Вентиляция школы

Полагаем, говорить о необходимости надежной и эффективной системы вентиляции в школе нет смысла, все и так понятно. Тем не менее, вспоминается ситуация, активно описываемая на многих форумах в интернете около 2 лет назад. На уроке, несколько учеников потеряли сознание из-за духоты. Преподаватели решили каждые двадцать минут производить проветривание, тем самым уроки прерывались, открывались окна, все выходили в коридоры и ожидали, когда класс наполнится свежим воздухом. Это было в зимнее время — приходя распаренные в охлажденные кабинеты, многие учащиеся простуживались.

Обморок ребенка в школе — это критическая ситуация, такое случается крайне редко, однако замечалось это и в странах Европы, и в России. Что касается первых, то Всемирная организация здравоохранения последние годы крайне обеспокоена тем, что европейские школьники испытывают постоянную духоту в школе, сырость и неприятный запах подолгу остается в воздухе.

Вентиляция воздуха в школе бывает двух типов — естественная и механически побуждаемая. Также в учебных заведениях принято использовать вентиляции комбинированного типа: приток воздуха происходит благодаря механике, а вытяжка происходит естественным путем.

Назначение вентиляционной системы в учебных заведениях


Количество загрязненного, отработанного воздуха должно быть замещено более свежим, весь процесс вентилирования учебных помещений должен происходить динамично, при этом, не охлаждая воздух ниже комнатной температуры.

Задача системы вентиляции состоит в том, чтобы дети могли получать знания без вреда для своего здоровья. Школа должна приносить не только комфорт процесса обучения, но и быть безопасной.

Выход отработанного воздуха в школах, как правило, происходит через коридор, окно и двери. Такой воздухообмен считается однократным, т.е. количество воздуха, который уходит, равен количеству приходящего.

Но это теория. А на практике, подобная система вентилирования имеет место быть, если количество детей не более двухсот человек. Если количество детей 400, 500 или 1000 человек, то подобное вентилирование, лишенное механизмов принудительного притока воздуха, является опасным.

Автономные системы, обеспечивающие новый воздух, как правило, можно увидеть в учебном кабинете, школьной мастерской, в спортивном зале, санузле и т.п. Вентиляция пищеблока школы тоже содержит подобную систему. Столовые помещения принято оснащать механическими протяжно-вытяжными установками.

Требования, нормы, СНиПы

Из основных факторов, которые являются причинами проектирования или грамотной модернизации вентиляционной системы школы, следует отметить необходимость в поставках требуемых объемов чистого воздуха, который нужен для того, чтобы ассимиляция теплопоступлений и влаги состоялась. Вывод загрязненного воздуха должен происходить в объемах, предусмотренных СНиПом 41-01 и СНиПом П-Л65-73.

Необходимые кратности воздухообменов принимаются согласно требованиями СанПиН и СНиПа 31-06.

нормы СНиП

Согласно требованиям, вентиляционная система школьных пищеблоков обязана поставлять 20 кубических метров воздуха в час на каждого учащегося. Вытяжка отработанного и загрязненного воздуха происходит через кухонное помещение, кратность обмена воздуха при этом составляет — 2. Помещения должны оборудоваться механической вытяжной вентиляцией.

Лабораторные кабинеты, в которых воздух может загрязняться не только естественным путем, но и химически-принудительным, отработанные воздушные массы должны выходить через специальный вытяжной шкаф.

Санузел оснащается механическими притоками, при этом объемы воздуха, согласно требованиям, должны составлять:

  • приток 50 кубов воздуха в час на один унитаз;
  • приток 25 кубов воздуха в час на один писсуар.

Вентиляция спортивных залов

Вентиляционная система спортивного зала должна содержать принудительные протяжно-вытяжные установки, подавая свежий воздух объемом 80 кубов в час на одного учащегося. Подача воздуха должна быть организована на высоте порядка 2-3 метров от уровня пола, поскольку в противном случае будут появляться сквозняки.

Если спортзал содержит фрамуг или форточку, то также, дополнительно следует оборудовать механический приток. Допускается при этом избегать воздухозаборных устройств.

Расчет вентиляции и кондиционирования в школах

Следует понимать, что большинство школ, как правило, находятся в городе. Рядом всегда располагаются дороги, автомагистрали и загазованные парковки. Именно поэтому, окна в школах предпочитают закрывать. Если на улице зима или осень, то окна также оставляют закрытыми чтобы избежать сквозняков. Воздух в кабинете ведет себя приблизительно так (рост углекислого газа):

уровень CO2 в школьном кабинете


Существуют достаточно мощные и эффективные установки, обеспечивающие приток воздуха, они способны подавать 1-2 тысячи кубометров воздуха в час, тем самым (если вспомнить норматив о кол-ве воздуха на 1 ученика), вентиляция способна гарантировать качественный воздухообмен для сотни человек. Для одного учебного класса такие параметры оказываются слишком большими, но установить такую вентиляционную систему на целое крыло школы будет вполне рациональным. После этого, линии воздуховодов можно распределять между классами, тем самым обеспечивая учащихся свежим воздухом.

Есть также еще один достаточно несложный и доступный способ налаживать обмен воздуха в учебном заведении. Речь о компактных приточных вентиляциях, которые в народе называют «приточками». Они способны снабжать воздухом  не крылья, этажи и комплексы здания, а отдельные классы и кабинеты. При помощи вентиляторов, данные устройства нагнетают в классы воздух. Фильтры, которыми обладают установки, способны очищать воздух от пыли, бактерий и вредного газа. Если такую систему установить снизу, над самым полом, то получится полноценная система вытесняющего вентилирования.

Готовые системы вентиляции для школ

Представим вашему вниманию готовые вентиляционные системы, которые идеально подойдут для школьных помещений и других учебных заведений.

  1. Утепленные воздуховоды. Они способны подавать наружный воздух внутрь системы. Изнутри размешен канал утеплителя, предназначенный для защиты от промерзаний.
  2. Дистанционная система управления. Благодаря такой системе можно выбирать вручную скорости вращения вентиляторов, это позволяет более точно расчитывать уровень проветривания, учитывая количество учащихся. Также можно регулировать температуру нагрева. Данная система выдает предупредительный сигнал, когда фильтр загрязнен и подлежит замене.
  3. Фильтрующие системы. На современном рынке оборудования для вентиляции существует множество фильтров, которые могут оказаться незаменимыми в школе. Фильтры способны задерживать снаружи:

  • пыль, грязь, выхлопные газы, вещества вызывающие аллергию;
  • вирусные организмы, бактерии, колонии плесени;
  • газы, являющиеся отходами промышленной деятельности, дым от лесных пожаров;

Компактные вентиляционные  системы для школы

Для того чтобы установить одну компактную вентиляционную установку, потребуется всего один квадратный метр стены. Установка занимает менее одного часа, интерьер класса при этом остается незатронутым. Несколько таких установок в большом кабинете — и уже на следующий день учащиеся начнут говорить, что им стало легче дышать.

Компактная установка (приточного типа) стоит крайне немного — порядка 20-23 тысяч рублей (монтаж входит в стоимость). Две-три установки обойдутся в 45-70 тыс. руб. Выходит, что для установки 2-3 таких компактных систем, необходимо с каждого учащегося собрать около 2000 рублей. Учитывая, что учебный год состоит из 10 месяцев, получается, что 200 рублей в месяц — полностью решают вопрос вентиляции.

Следует принять во внимание, что если каждый классный руководитель и родитель, входящий в состав родительского комитета, примет ответственность навсегда решить проблему проветривания в классе, то это обойдется порядка 200 рублей с каждого ученика ежемесячно. Это — стоимость спокойного, безопасного обучения, свежего чистого воздуха на протяжении всего учебного года.

Стоит это таких денег или нет — решать каждому самостоятельно, но практика показывает, что в школах собираются регулярно, куда большие суммы на куда менее важные цели.

Если говорить о государственном проекте, который может подразумевать оптовую закупку вентиляционных систем на глобальном уровне, то проблема может решиться в рамках незначительных ростов налогов или повышениях цен на школы всего на 10 %, благодаря чему необходимость собирать деньги с учеников вообще пропадет.

Ссылка на основную публикацию